Довольно часто возникает ситуация, когда по тем или иным причинам арендатор оказывается вынужден отказаться от продолжения аренды. Вряд ли стоит отрицать, что во многих случаях данная ситуация приводит к определенным потерям для арендодателя. При этом наличие у арендодателя внесенной арендатором суммы гарантийного взноса, удерживаемой до окончания аренды, зачастую приводит к появлению различных предлогов для отказа от принятия помещения обратно и, соответственно к отказу от возврата такой суммы.
Невозможность исполнения арендатором обязанности по возврату арендованного имущества имеет более чем существенное значение и для арендатора, поскольку может являться основанием, например, для продолжения начисления арендной платы или для отказа в возврате гарантийного взноса[1]. Разумеется, что существенное значение при ответе на вопрос о способах противодействия недобросовестному арендодателю будут иметь условия заключенного сторонами договора, а также причины отказа арендодателя от приемки возвращаемого имущества. Тем не менее, одним из наиболее распространенных поводов для отказа от приемки помещения является несоответствие его состояния требованиям, указанным в договоре. В некоторых случаях данное основание формулируется как «ненадлежащее качество «ремонта по выезду» с отнесением на арендатора затрат на устранение выявленных недостатков такого ремонта.
Разумеется, что правовое положение арендатора, пытающегося вернуть помещение, изначально хуже, чем положение арендодателя, удерживающего гарантийный взнос. В частности возможность арендатора попасть в помещение, расположенное в здании арендодателя, может ограничиваться последним. По указанной причине, в некоторых случаях представляется затруднительным обеспечить доступ 3-х лиц в такое помещение в целях составления акта об отказе в приемке. Другим возможным последствием ограничения доступа является осуществление ремонта в помещении силами привлекаемой арендодателем подрядной организации с целью сокрытия фактического состояния помещения, создания препятствий для проведения возможной экспертизы и, соответственно, отнесения на арендодателя завышенных расходов на такой ремонт.
Учитывая приведенные предположения, существенное значение для возврата помещения будет иметь вопрос установления фактического состояния помещения. Несмотря на возможные отличия в формулировании требований к состоянию возвращаемого помещения в различных договорах, необходимо отметить, что в большинстве случаев такое помещение может иметь определенный износ, вызванный его нормальной эксплуатацией. Соответственно, возможные отверстия от крепления демонтированного оборудования, потертости напольного покрытия, незначительные царапины и иные дефекты, свойственные аналогичным коммерческим помещениям, не являются недостатками, исключающими его нормальное использование.
В качестве первой рекомендации арендатору может быть предложено зафиксировать состояние помещения на момент вывоза оборудования с участием лиц, осуществляющих такой демонтаж и вывоз. В случае же выполнения определенного ремонта освобождаемого помещения необходима максимально возможная степень фиксации результата такого ремонта. Выполнение ремонта помимо актов сдачи-приемки работ (КС-2) может отражаться в дефектных актах, прилагаемых фотографиях. Качество выполненных работ и «конечное» состояние помещение может подтверждаться актами организации, осуществляющей технический надзор за выполняемыми работами (инженера). Также можно рекомендовать использовать участие данных лиц и при передаче помещения арендодателю.
Уведомление о готовности к возврату помещения должно осуществляться в письменной форме, предусматривающей подтверждение получения такого уведомления арендодателем. В уведомлении возможно указать на участие в сдаче-приемке представителей строительной организации, иных лиц.
Разумеется, что крайне желательным является участие в передаче имущества иных лиц, косвенно связанных с передаваемым помещением. К таким лицам относится охрана здания, инженерная служба, соседи-арендаторы, почтальон и иные подобные лица. В то же время очевидно, что в действительности вряд ли можно говорить как о желании таких лиц участвовать в составлении акта, так и о наличии юридических механизмов, позволяющих обязать их совершить данные действия.
Очевидно, что отказ в приемке помещения может осуществляться не только путем отказа от подписания соответствующего акта, но и путем неприбытия на такую передачу. В последнем случае акт передачи подписывается в одностороннем порядке либо самим арендатором, либо членами созванной им комиссии. В акте должно отражаться состояние помещения и указываться на возможность использования его по целевому назначению, а также отражаться факт отсутствия второй стороны в установленное время. Аналогичные действия выполняются и в случае явки представителей арендодателя с отказом от подписания акта. В этом случае на акте делается отметка об отказе в подписании. Второй экземпляр подписанного в одностороннем порядке акта направляются арендодателю способом, обеспечивающим получение подтверждения вручения.
Отказ от приемки помещения может расцениваться как неисполнение встречной обязанности по договору и являться основанием для отказа от исполнения договора арендатором в одностороннем порядке.
В данном ответе не рассматриваются возможные «сценарии» судебных разбирательств по вопросам судебного расторжения договора, взыскания неосновательного обогащения, проведения экспертизы для определения состояния помещения, а также иные сопутствующие вопросы, имеющие значительное число присущих им особенностей, зависящих от конкретных обстоятельств дела.
[1] В соответствии с п. 1 ст. 655 ГК РФ отказ одной из сторон от подписания документа о передачи здания (помещения) рассматривается как отказ от передачи (принятия) имущества.
Добавить комментарий