+7 (905) 700-0886 

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05.08.2014 г. Красногорский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Кавериной О.В.

при секретаре Гуликовой И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению К.П.В. о признании неправомерным бездействия Министерства культуры Московской области

У С Т А Н О В О В И Л:

К.П.В. обратился в суд с заявлением о признании неправомерным бездействия Министерства культуры Московской области. В обоснование требований указывает, что 12.06.1986 г. Исполнительным комитетом Московского областного совета народных депутатов принято Решение К82б/20 Об установлении зон охраны памятника культуры — Древнего города Радонеж в Загорском районе». Данным Решением были установлены охранные зоны, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого природного ландшафта Древнего города Радонеж в соответствии с проектом зон охраны Древнего города Радонеж, разработанным трестом «Мособлстройреставрация».

Все памятники истории и культуры, находившиеся на территории РСФСР, охранялись государством (ст. 1 Закона РСФСР от 15.12.1978 «Об охране и использовании памятников истории и культуры «). В соответствии с П.1 ст.64 Федерального закона от 25.06.2002 №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» памятники истории и культуры республиканского значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством РСФСР, относятся к объектам культурного наследия федерального значения и подлежат регистрации в едином государсгвенном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В соответствии с п.2 ст.63 Закона об объектах культурного наследия зоны охраны памятников истории и культуры, установленные в соответствии с законодательством РСФСР вокруг памятников истории и культуры республиканского значения, относятся, соответственно, к зонам охраны объектов культурного наследия федерального значения. На основании п.18 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 №315, сведения о наличии зон охраны объекта культурного наследия вносятся в единый государственный реестр объектов культурного наследия и представляются в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости. Ограничения (обременения) прав на земельные участки, возникающие на основании решения об установлении зон охраны объекта культурного наследия, подлежат государственной регистрации.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, Древний город Радонеж как объект культурного наследия должен быть зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия. Соответственно, сведения о наличии зон охраны Древнего города Радонеж должны быть внесены в единый государственный реестр объектов культурного наследия и в государственный кадастр недвижимости.

Функции по охране культурного наследия возложены на Министерство культуры Российской Федерации (п. 1 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации). Территориальные органы Министерства осуществляют работы по учету объектов, представляющих собой историко-культурную ценность, в том числе формируют необходимый пакет документов для включения этих объектов в единый государственный реестр объектов культурного наследия. Соответственно, в отношении объектов культурного наследия, находящихся на территории Московской области, вышеуказанные работы осуществляются Министерством культуры Московской области.

26.03.2013 г. он, заявитель, приобрел земельный участок площадью 1200 кв.м с кадастровым номером 50:05:0060512:***, расположенный по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, Митинский с/о. в р-не д. Репихово, южная часть кадастрового квартала 50:05:0060512, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства с правом возведения жилого дома с правом регистрации и проживания в нем на основании договора, заключенного с 000 «Северинвест».

24.05.2013г Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии зарегистрирован переход права собственности на земельный участок. Каких-либо ограничений (обременений) права при этом зарегистрировано не было.

Какие-либо ограничения (обременения) прав в Едином государственном реестре отсутствуют и в настоящее время.

В государственном кадастре недвижимости какие- либо обременения и ограничения в использовании (за исключением установленной на территории кадастрового квартала охранной зоны газовой распределительной сети высокого давления) также не значатся.

В настоящее время Древний город Радонеж также не включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия Российской Федерации, что подтверждается распечаткой с сайта ФГУП ГИВЦ Минкильтуры России, указывающей на наличие в реестре только двух объектов, связанных с Радонежем: Памятник археологии КРЕПОСТЬ (ГОРОДИЩЕ «РАДОНЕЖ») 5010454000; Памятник архитектуры ЦЕРКОВЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ М50 10455000, расположенная в с. Радонеж Сергиево-Посадского района МО.

19.03.2013 г. Сергиево-Посадским городским прокурором в интересах Российской Федерации в лице Министерства культуры Российской Федерации было предъявлено исковое заявление о признании незаконным постановления Главы городского поселения Хотьково Сергиево-Посадского муниципального района Московской области от 19 августа 2010 года №943 об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым N2 50:05:0060512:5, обязании внести изменения в документы государственного учета и регистрации прав. Данный иск обоснован тем, что земельный участок расположен на территории Древнего города Радонеж. Спорный земельный участок в настоящее время разделен более чем на сто земельных участков, в число которых входит и его, заявителя, земельный участок. 12 апреля 2013 года Сергиево-Посадского городской суд Московской области в обеспечение указанного искового заявления вынес определение о наложении, запрета на осуществление государственной регистрации прав на здания, сооружения, возведенные, в том числе, на его земельном участке. В настоящее время он, заявитель, ограничен в возможности использовать принадлежащий ему земельный участок в соответствии с установленным для него видом разрешенного использования. Он вынужденно прекратил строительство дачного дома и освоение участка, поскольку, в случае удовлетворения указанного искового заявления, такое строительство окажется незаконным, что приведет к необходимости сноса и, соответственно, к дополнительным убыткам. Незначительный размер участка, хоть и достаточный для дачного строительства, не позволяет использовать его в целях сельскохозяйственного производства. Кроме того, наличие указанного судебного спора снижает стоимость данного участка и его привлекательность для потенциальных покупателей, что не позволяет продать его с целью выручить деньги для приобретения иного участка, соответствующего первоначальным целям.

Описанная ситуация является прямым последствием отсутствия в реестрах сведений о памятнике культуры -Древнем городе Радонеж, а также о зонах охраны этого памятника. Совершенно очевидно, что при наличии зарегистрированных ограничений в использовании земельного участка он, заявитель, как и любой другой разумный приобретатель, не стал бы покупать такой участок. Кроме того, наличие данных сведений сделало бы невозможным изменение вида разрешенного использования земельного участка, а также внесение сведений о таком изменении в земельный кадастр.

По причине отсутствия надлежащих сведений в системе государственного реестра до настоящего времени с должной степенью вероятности не может быть установлен факт вхождения принадлежащего ему участка в зону охраны объекта культурного наследия. Бездействие Министерства культуры Московской области в части невыполнения обязанности по учету объектов культурного наследия и установления зон охраны объектов культурного наследия приводит, с одной стороны, к невозможности использования принадлежащего ему, заявителю, земельного участка. С другой стороны, возникшая в результате бездействия Ответчика правовая неопределенность не позволяет ему предъявить требования продавцу земельного участка о возврате оплаченной стоимости товара, который не может быть использован по своему назначению. Таким образом, единственным возможным способом разрешения возникшей ситуации является определение границ зоны охраны объекта культурного наследия и включение сведений о такой зоне в систему государственного реестра.

Просит признать незаконным бездействие Министерства культуры Московской области по непредставлению необходимых документов и сведений для внесения Древнего города Радонеж как объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; признать незаконным бездействие Министерства культуры Московской области по непредставлению необходимых документов и сведений для внесения сведений о зонах охраны Древнего города Радонеж как объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в государственный кадастр недвижимости; обязать Министерсгво культуры Московской области предоставить в Министерство культуры РФ необходимые документы и сведения, а также совершить все необходимые действия для включения Древнего города Радонеж как объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; обязать Министерство культуры Московской области предоставить в Министерство культуры РФ необходимые документы и сведения, а также совершить все необходимые действия для внесения сведений о зонах охраны Древнего города Радонеж в государственный кадастр недвижимости.

Представитель Министерства культуры Московской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, с учетом ранее предоставленного отзыва. В отзыве указывает, что Министерство культуры Московской области, в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 11.11.2010 988/52 «Об утверждении положения о Министерстве культуры Московской области», является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере культуры, в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ (ред. от 18.10.2007) «0 внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» в Федеральный закон № 73 от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации)» введена статья 9.1. о передаче полномочий Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения — органам государственной власти субъекта Российской Федерации. (начало действия редакции от 01.01.2008).

Таким образом, лишь с 2008 года Министерство культуры Московской области осуществляет вышеуказанные полномочия по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения.

Решением Мособлисполкома от 12.06.1986 №826/20 «Об установлении зон охраны памятника культуры — Древнего города Радонеж в Загорском районе» установлены зоны охраны памятника-культуры Древнего города Радонеж в соответствии с проектом, разработанным трестом «Мособлстройреставрация».

В утвержденных решением Мособлисполкома от 12.06.1986 №826/20 зонах охраны хозяйственная и строительная деятельность может осуществляться только в строгом соответствии с утвержденными режимами использования земель и градостроительными регламентами в границах данных зон.

Кроме того, физические и юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории и в зонах охраны объектов культурного наследия, обязаны соблюдать режимы использования территорий, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации и законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

За нарушение законодательства об объектах культурного наследия должностные лица, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Решением от 04.10.2013 Московский областной суд по делу №3-61\13 подтвердил законность и обоснованность установления данных зон: «Суд, проанализировав вышеназванные нормативные правовые акты, оценив относимость, допустимость, достоверность, а также достаточность представленных доказательств в их совокупности и взаимосвязи, приходит к вы воду о том, что оспариваемое решение исполкома Мособлсовета от 12 июня 1986 года N 826\20 принято компетентным органом, не противоречит законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, действовавшим на период принятия решения и в настоящее время, а также не нарушает права и свободы заявителей».

Определением от 19.02.2014 № 4-АПП4-3 Верховный Суд Российской Федерации оставил решение Московского областного суда от 04.10.2013 без изменений.

Согласно ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.

Основанием для обращения К.П.В. с указанным заявлением явилось нахождение земельного участка с кадастровым номером 50:05:0060512:*** (южная часть кадастрового квартала 50:05:0060512), расположенного по адресу: Московская области Сергиево-Посадский район, Митинекий с/о, в р-не д. Репихово, на территории Древнего города Радонеж, установленной Решением Мособлисполкома от 12.06.1986 № 826\20 «Об установлении зон охраны памятника культуры -Древнего города Радонеж в Загорском районе».

Согласно установленному режиму на принадлежащем заявителю земельном участке запрещены любые виды работ связанные со строительством.

Кроме того, как следует из заявления, в настоящее время на земельный участок наложен арест на регистрацию вновь возведенных строений.

Относительно доводов заявителя о нарушении Министерством культуры Московской области 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», статьи 18. 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и п. 18 Постановления Правительства РФ Nц 315 « Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» поясняет, что ссылка на п. 18 Постановления Правительства РФ 315 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» неправомерна в связи с тем, что настоящее Положение подлежит применению к отношениям, возникшим с момента принятая его в законную силу.

То обстоятельство, что зоны охраны и обременения земельных участков, установленные решением Мособлисполкома от 12.06.1986 N 826\20, не отражены в государственном кадастре недвижимости и ЕГРП, не свидетельствует о незаконности установления данных зон, поскольку нормативные правовые акты, регулирующие указанные вопросы, были приняты значительно позднее Решения Мособлисполкома, о чем также указывает в своем решении по делу N 3-61 МЗ Московский областной суд.

На момент принятия решения Мособлисполкома №826/20 об утверждении зон охраны, действовавшее в 1986 году законодательство не содержало требований об обязательном государственном кадастровом учете земельных участков.

Федеральный закон № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», регулирующий отношения, возникающие в связи с введением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого существа и кадастровой деятельности, принят лишь 24 июля 2007 года.

В целях приведения в соответствие с действующим законодательством границ зон охраны Древнего города Радонеж. Министерством культуры Московской области в адрес Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Московской области (Росреестр) 21 февраля 2012 года была направлена копия решения Мособлисполкома № 826/20 и графическое изображение границ зон охраны для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.

Однако Управление Росреестра по Московской области письмом от 01.03.2012 № РС-2/01-01-1904/12 указало на невозможность внесения указанных границ зон охраны в государственный кадастр недвижимости по причине отсутствия перечня координат поворотных точек.

Министерством культуры Московской области заинтересовано в скорейшем правовом урегулировании проблемы, связанной с установлением ограничений в освоении земельных участков и градостроительной деятельности на территории Древнего города Радонеж.

Такие ограничения должны быть установлены в строгом соответствии с действующим законодательством и с учетом максимальной возможности сохранения уникальной исторической территории.

В связи с чем, в настоящее время по заданию Министерства культуры Российской Федерации разработан проект достопримечательного места «Крепость Радонеж Х1У-ХУ веков», который установит ограничения в хозяйственной и градостроительной деятельности в строгом соответствии с действующим законодательством.

С учетом норм действующего законодательства, регламентирующего порядок внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о территории и зонах охраны объекта культурного наследия, как и о территории с особыми условиями использования, соответствующие обременения (ограничения) будут внесены после утверждения проекта достопримечательного места «Крепость Радонеж ХIУ-ХУ веков» в установленном законом порядке.

До утверждения проекта достопримечательного места. Министерство культуры Московской области при осуществлении контрольных мероприятий на территории «Древнего города Радонеж», руководствуется режимами зон охраны, установленными решением Мособлисполкома от 12.06. 1986 г №826/20, поскольку данный нормативный правовой акт является действующим.

Кроме того, согласно поручению врио Губернатора Московской области от 06.05.2013г. № Пр-186\1 главам Пушкинского муниципального района, Сергиево-Посадского муниципального района, г\п Ашукино, Хотького и с\п Лозовское и Воздвиженское Сергиево-Посадского муниципального района рекомендовано до принятия решения Правительством Российской Федерации о придании территориям статуса достопримечательного места федерального значения руководствоваться Решением Мособлисполкома, разработанным трестом «Мособлстройреставрация».

В связи с вышеизложенным, доводы о том, что действия (бездействия) Министерства культуры Московской области, выразившиеся во невнесении в государственный кадастр недвижимости сведений о наличии обременении — являются необоснованным и не основанными на законе.

Выслушав объяснения заявителя, изучив материалы дела, исследовав и оценив доказательства в совокупности, суд считает, что требования заявителей удовлетворению не подлежат.

Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципaльных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Из материалов дела следует, 12.06. 1986г принято Решение Мособлисполкома № 82б\20 «Об установлении зон охраны памятника культуры — Древнего города Радонеж в Загорском районе» (л.д.135-150). В зонах охраны запрещены любые виды работ связанные со строительством.

До настоящего времени указанное Решение не отменено, не изменено, законную сигу не утратило, что установлено, в том числе, решением Московского областного суда от 04.10.2013 г. по делу по заявлению Бондаря П.К., Снытковой 0.А, Мигненко О.В. о признании недействующим Решения исполкома Мособлсовета от 12.06.1986г №826\2О (л.д.122-1ЭЗ, 118-121).

Постановлением Главы Сергиево-Посадского района Московской области от 26Л2.2007г N 1917 по заявлению 000 «Северинвест» изменен вид разрешенного использования принадлежащих юридическому лицу земельных участков, с вида «для сельскохозяйственного производства» на вид «для дачного строительства». Указанные земельные участки расположены в зоне охраны Древнего города Радонеж. Указанное Постановление оспорено в суде Сергиево-Посадским прокурором (л.д.бб-84).

26.03.2013 г один из указанных земельных участков площадью 1200 кв.м с кадастровым номером 50:05:0060512:***, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район. Митинский с/о, в р-не д.Репихово, южная часть кадастрового квартала 50:05:0060512, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительство с правом возведения жилого дома с правом регистрации и проживания в нем. 000 «Северинвест» продлло Катунину П.В. (л.д.12-19).

Обращаясь в суд с настоящим заявлением, К.П.В. ссылается на то обстоятельство, что, являясь органом, на который в соответствии с законом возложены функции по охране культурного наследия, Министерство культуры Российской Федерации не выполняет свои обязанности по включению Древнего города Радонеж как объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия, внесению сведений о зонах охраны Древнего города Радонеж в государственный кадастр недвижимости. Такие действия привели к тому, что заявитель приобрел в собственность земельный участок для дачного строительства, расположенный в зоне охраны памятника, который не может быть использован в соответствии с установленным для него видом разрешенного использования, поскольку строительство в охранной зоне памятника запрещено.

Суд считает, что доводы заявителя не соответствуют действительности.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, охранные зоны памятника культуры установлены Решением Мособлисполкома N 826\20. в зонах охраны Запрещены любые виды работ связанные со строительством.

Отсутствие в Государственном кадастре недвижимости сведений о границах зоны охраны не отменяют действие ограничений по использованию земельного участка, расположенного в зоне охраны. При приобретении заявителем К.Л.В. земельного участка такие ограничения существовали, в связи с чем у суда не имеется оснований полагать, что права заявителя нарушены бездействием Министерства культуры Московской области.

Кроме того, суду представлены доказательства, что в пределах своей компетенции Министерством культуры Московской области совершаются действия для внесения сведений о границах зоны охраны в ГКН (л.д.151-156).

Согласно ст.258 ч.4 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. Учитывая изложенное, в удовлетворении заявления о признании неправомерными бездействий Министерства культуры Московской области следует отказать.

Руководствуясь ст.ст.258, 193-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ: К.П.В. в удовлетворении требований о признании неправомерным бездействия Министерства культуры Московской области отказать.

Решет месяца может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца с момента принятия судом решения в окончательной форме.

Судья:                                                                            О.В. Каверина

Один комментарий: Решение Красногорского суда по оспариванию бездействия Минкульта МО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Если информация с сайта помогла вам, то лучшая благодарность сайту-это отзыв на Яндексе

Рубрики