Выписка из базы Департамента является ненадлежащим доказательством отнесения здания к объектам культурного наследия.
Департамент письмом от 21 февраля 2014 года N 33-5-4945/14-(0)-1 отказал обществу в приватизации указанного нежилого помещения со ссылкой на то, что спорный объект является объектом культурного наследия и в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 9 Закона г. Москвы от 17.12.2008 N 66 «О приватизации государственного имущества города Москвы» подлежит приватизации полностью как единый объект недвижимости, продажа объекта культурного наследия по частям не допускается.
…
При этом Выписка из базы Департамента — Реестр объектов недвижимости (т. 2 л.д. 91) обоснованно не принята судом первой инстанции в качестве доказательства по спору, так как не подтверждает факт отнесения указанного здания к объектам культурного наследия в установленном порядке, категория историко-культурного значения согласно данной выписке не установлена, охранный статус объекта — прочие объекты.
Согласно выписке ТБТИ из технического паспорта на здание по состоянию на 20.08.2003 г. (л.д. 32, том 1) памятником архитектуры здание не является.
Кроме того, заявителем представлено письмо Департамента культурного наследия города Москвы от 14 апреля 2014 года N ДКН-16-13-236/4, согласно которому объект недвижимости по адресу: Подкопаевский пер., д. 4, стр. 7 объектом культурного наследия (памятником истории и культуры), выявленным объектом культурного наследия, либо объектом, обладающим признаками объекта культурного наследия, не является (т.л.д. 77).
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ЗАО «АЗ Стиль» соблюдены условия, установленные Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ для возникновения у него права на выкуп арендованного имущества.
(требования удовлетворены)
Текст Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2014 N 09АП-39715/2014 по делу N А40-73228/2014 приводится в рамках обзора арбитражной практики по оспариванию отказов в выкупе нежилых помещений в порядке ст. 198 АПК РФ
Обзор арбитражной практики оспаривания отказов в приватизации помещений субъектами малого и среднего предпринимательства подготовлен специалистами «Корпорациям и акционерам» в рамках оказания услуги
Если Вы столкнулись с отказом в приватизации нежилого помещения по причине его включения в перечень имущества, не подлежащего приватизации, мы проконсультируем Вас о правомерности такого включения и поможем определить судебные перспективы оспаривания отказа.
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 октября 2014 г. N 09АП-39715/2014Дело N А40-73228/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2014 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
судей Мухина С.М., Румянцева П.В.
при ведении протокола помощником судьи Гумеровой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества г. Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.07.2014
по делу N А40-73228/2014 принятое судьей Лапшиной В.В. (94-633)
по заявлению ЗАО «АЗ-Стиль» (ОГРН 1037700181441, 109028, Москва, Подкопаевский пер., д. 4, копр. 6А)
к Департаменту городского имущества г. Москвы (115054, Москва, ул. Бахрушина, д. 20)
третье лицо: Департамент культурного наследия города Москвы (115035, Москва, ул. Пятницкая, д. 19)
об оспаривании отказа в выкупе нежилого помещения
при участии:
от заявителя: Смирнова И.А. по доверенности от 14.05.2014;
от заинтересованного лица:
от третьего лица: Гречко А.В. по доверенности от 33-Д-965/13 от 27.12.2013;
не явился, извещен;установил:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось Закрытое акционерное общество «АЗ-Стиль» с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы об оспаривании отказа в выкупе нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Москва, Подкопаевский пер., д. 4, стр. 7, общей площадью 188, 7 кв. м, выраженного в письме Департамента городского имущества г. Москвы от 21.02.2014 г. N 33-5-4945/14-(0)-1; обязании Департамента городского имущества города Москвы заключить с ЗАО «АЗ-Стиль» договор купли-продажи нежилого помещения общей площадью 188,7 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, Подкопаевский пер., д. 4, стр. 7 (этаж 1, помещение I, комн. 1-3, 3а, 4-9) по цене 17 290 000 руб. без учета НДС с условием о рассрочке платежа сроком на три года и с условием о регистрации ипотеки в силу закона и на условиях прилагаемого проекта Договора.
Определением от 21 июля 2014 года суд выделил в отдельное производство с присвоением им отдельного номера заявленное в порядке ст. 445 ГК РФ исковое требование ЗАО «АЗ-Стиль» к Департаменту городского имущества г. Москвы об обязании заключить договор купли-продажи указанного нежилого помещения на определенных условиях.
Решением суда от 24.07.2014 признан незаконным отказ Департамента городского имущества г. Москвы в выкупе нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Москва, Подкопаевский пер., д. 4, стр. 7, общей площадью 188, 7 кв. м, выраженного в письме Департамента городского имущества г. Москвы от 21.02.2014 г. N 33-5-4945/14-(0)-1. Суд обязал Департамент городского имущества города Москвы не позднее 30 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу совершить в отношении арендуемого ЗАО «АЗ-Стиль» нежилого помещения, площадью 188, 7 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, Подкопаевский пер., д. 4, стр. 7 действия, определенные частью 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а именно: обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества, в порядке, установленном Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценки, направить ЗАО «АЗ-Стиль» проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества. При этом суд исходил из того, что у Департамента городского имущества города Москвы отсутствовали основания для отказа в приватизации нежилого помещения общей площадью 188, 7 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, Подкопаевский пер., д. 4, стр. 7 (этаж 1, помещение I, комн. 1-3, 3а, 4-9), занимаемого ЗАО «АЗ-Стиль» в соответствии с договором аренды нежилого фонда, находящегося в собственности г. Москвы N 01-695/04 от 12.07.2004 г.
С решением суда не согласился ответчик — Департамент городского имущества г. Москвы и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование своих требований ответчик ссылается на то, что недвижимое имущество, расположенное по адресу: г. Москва, Подкопаевский пер., д. 4, стр. 7 запрещено к приватизации.
Заявитель возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения. Заявителем представлен отзыв на апелляционную жалобу.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Судом установлено, что срок обжалования, установленный частью 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Как следует из материалов дела, ЗАО «АЗ-Стиль» является субъектом малого предпринимательства и внесено в Реестр субъектов малого предпринимательства города Москвы под N 7701-223882 от 20.01.2009 г. (л.д. 97).
На основании договора аренды от 07.02.1996 г. N 01-00122/96, действующего до 30.06.2015 г. договора аренды от 12.07.2004 г. N 01-695/04, заключенного с Департаментом имущества города Москвы и дополнительных соглашений к нему, ЗАО «АЗ-Стиль» арендует нежилое помещение общей площадью 188, 7 кв. м, расположенное по адресу: г. Москва, Подкопаевский пер., д. 4, стр. 7 (этаж 1, помещение I, комн. 1-3, 3а, 4-9).
12 февраля 2014 года ЗАО «АЗ-Стиль» обратилось в Департамент городского имущества с заявлением о выкупе арендуемого нежилого помещения площадью 188, 7 кв. м в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159 «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства».
Департамент письмом от 21 февраля 2014 года N 33-5-4945/14-(0)-1 отказал обществу в приватизации указанного нежилого помещения со ссылкой на то, что спорный объект является объектом культурного наследия и в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 9 Закона г. Москвы от 17.12.2008 N 66 «О приватизации государственного имущества города Москвы» подлежит приватизации полностью как единый объект недвижимости, продажа объекта культурного наследия по частям не допускается.
В ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ) предусмотрено преимущественное право на приобретение арендуемого имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ или муниципальной собственности, по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в установленном законом порядке.
При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что: арендуемое имущество по состоянию на 1 июля 2013 года находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона; отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 или частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона, — на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества; площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности; арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ст. 29 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», объекты культурного наследия (памятники истории и культуры, а также выявленные объекты культурного наследия) могут приватизироваться в порядке и способами, которые установлены настоящим Федеральным законом, при условии их обременения обязательствами по содержанию, сохранению и использованию.
Согласно ст. 50 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» ограниченными в обороте являются объекты культурного наследия, отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ, памятники и ансамбли, включенные в Список всемирного наследия, историко-культурные заповедники, объекты археологического наследия, объекты культурного наследия религиозного значения и жилые помещения.
Доводы ответчика о том, что испрашиваемые нежилые помещения являются частью здания — объекта культурного наследия — памятника истории и культуры являются необоснованными, поскольку доказательств отнесения арендуемого обществом нежилого помещения к числу таких объектов культурного значения, приватизация которых подлежит с учетом установленных ограничений, ответчиком не представлено.
При этом Выписка из базы Департамента — Реестр объектов недвижимости (т. 2 л.д. 91) обоснованно не принята судом первой инстанции в качестве доказательства по спору, так как не подтверждает факт отнесения указанного здания к объектам культурного наследия в установленном порядке, категория историко-культурного значения согласно данной выписке не установлена, охранный статус объекта — прочие объекты.
Согласно выписке ТБТИ из технического паспорта на здание по состоянию на 20.08.2003 г. (л.д. 32, том 1) памятником архитектуры здание не является.
Кроме того, заявителем представлено письмо Департамента культурного наследия города Москвы от 14 апреля 2014 года N ДКН-16-13-236/4, согласно которому объект недвижимости по адресу: Подкопаевский пер., д. 4, стр. 7 объектом культурного наследия (памятником истории и культуры), выявленным объектом культурного наследия, либо объектом, обладающим признаками объекта культурного наследия, не является (т.л.д. 77).
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ЗАО «АЗ Стиль» соблюдены условия, установленные Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ для возникновения у него права на выкуп арендованного имущества. Обстоятельства для отказа в соответствии п. 2.23.3 Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы «Возмездное отчуждение недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, из государственной собственности города Москвы» (утв. п. 1.17 Постановления Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП «Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы») Департаментом не доказаны.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом положения п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ суд первой инстанции правомерно обязал Департамент городского имущества города Москвы совершить юридически значимые действия по заявлению общества о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого спорного нежилого помещения, предусмотренные ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный судпостановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.07.2014 по делу N А40-73228/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.Председательствующий судья
Н.Н.КОЛЬЦОВАСудьи
С.М.МУХИН
П.В.РУМЯНЦЕВ
Добавить комментарий