Проект Гражданского кодекса предусматривает дополнение Гражданского кодекса РФ статьей 1571, пункт 1 которой устанавливает обязанность органа юридического лица в случае, если для совершения сделки законом устанавливается необходимость получения его согласия, уведомить другую сторону о своем решении. К требующим получения согласия в настоящее время относятся крупные сделки, сделки с заинтересованностью, а также иные сделки, для которых учредительными документами хозяйственного общества предусмотрен специальный режим. Пунктом 2 проекта данной статьи допускается как предварительное согласие, так и последующее. Под одобрением понимается последующее согласие.
Для предварительного согласия устанавливаются требования, согласно которым в таком согласии должна быть определена сделка, на которую дается согласие, в том числе указаны ее стороны, существенные условия либо порядок их определения. При одобрении должна быть определена сделка, на которую дано согласие. Пункт 3 вышеназванной статьи устанавливает, что до совершения сделки предварительное согласие на нее может быть отозвано в том же порядке, в каком оно дано, если право на отзыв согласия не ограничено законом или соглашением с лицом, управомоченным давать согласие. Лицо, отозвавшее свое согласие, несет риск неблагоприятных имущественных последствий, вызванных отзывом согласия. Пункт 4 устанавливает, что непредоставление согласия в установленный срок означает, что в согласии отказано. Молчание не считается согласием на сделку или ее одобрением. [1]
В пояснительной записке к проекту федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» отмечается, что «важными для оборота являются включенные в ГК нормы, посвященные вопросам согласия на совершение сделки. Норма статьи 1571 должна иметь универсальный характер, и заложенные в ней принципы должны применяться к самым различным случаям — к согласию кредитора на перевод долга, согласию собственника на продажу имущества унитарным предприятием, согласию совета директоров на заключение крупной сделки и проч.» [2] При этом последствием отсутствия согласия на сделку должна быть недействительность соответствующей сделки. Предлагается, что недействительность сделки, совершенной в отсутствии согласия, может быть как в виде оспоримости, применяемой по общему правилу, в том числе и в случае отсутствия согласия компетентного органа, так и в виде ничтожности, в частности, когда согласие на сделку устанавливается в интересах третьего лица (например, согласие кредитора на перевод долга). Разработчики проекта отмечают, что «нельзя требовать от указанного третьего лица, чтобы оно в каждом случае оспаривало любую сделку, нарушающую его интересы. Это несправедливо и непропорционально ограничивает интересы третьего лица. Но в отдельных случаях сделка должна являться оспоримой и тогда, когда правила о согласии на ее совершение установлены в интересах третьего лица, однако с учетом существа отношений и в целях обеспечения стабильности гражданского оборота целесообразно исходить из оспоримого характера сделки без согласия».[3]
Представляется, что установление обязанности компетентного органа уведомить контрагента о своем решении по предлагаемой сделке в совокупности с четко определенным правилом, определяющим, что отсутствие у контрагента в установленный срок согласия на сделку означает отсутствие согласия и, как следствие, недействительность сделки, должно способствовать правовой определенности и стабильности гражданского оборота. В настоящее время ни в Гражданском кодексе, ни в законе «Об акционерных обществах» подобного механизма не устанавливается. Также может быть положительно оценено предлагаемое проектом закрепление последствий отзыва согласия. Сама по себе возможность отзыва согласия при предварительном одобрении сделки вместе с обязанностью нести неблагоприятные последствия добавляет ясность, определяя последствия при одном из возможных сценариев отказа от сделки до ее совершения.
[3] Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Добавить комментарий