+7 (905) 700-0886 

Изменения в регулировании имущественной ответственности, предлагаемые проектом ГК РФ 

Государственной думой РФ 27 апреля 2012 года в I чтении  принят проект Федерального закона N 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Таким образом, давно и многократно обсуждаемые возможности изменений основного гражданского закона обрели вполне конкретный образ. Указанные изменения весьма существенны. В настоящей статье предпринимается попытка рассмотрения изменений и дополнений института ответственности, включенные в проект ГК РФ в настоящее время.

Любое увеличение ответственности привлекает к себе общественный интерес хотя бы по той причине, что может в той либо иной степени затронуть определенную часть общества. Применительно к рассматриваемым изменениям, новым для действующего законодательства является введение имущественной ответственности в отношении физических и юридических лиц, контролирующих хозяйственные общества. Читать далее

Частным случаем сделки с заинтересованностью является сделка акционерного общества, в совершении которой имеется заинтересованность всех акционеров и являющаяся при этом крупной. Крупной сделкой считается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения акционерным обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, исключая предусмотренные законом случаи. Уставом общества могут быть установлены также иные случаи, при которых на совершаемые обществом сделки распространяется порядок одобрения крупных сделок. В случае отчуждения или возникновения возможности отчуждения имущества с балансовой стоимостью активов общества сопоставляется стоимость такого имущества, определенная по данным бухгалтерского учета, а в случае приобретения имущества — цена его приобретения.[1] При этом под балансовой стоимостью активов общества в целях признания сделки в качестве крупной сделки следует понимать валюту баланса общества, т.е. сумму оборотных и внеоборотных активов по данным бухгалтерского баланса общества.[2] При определении балансовой стоимости активов общества на дату принятия решения о совершении крупной сделки учитывается сумма активов по последнему утвержденному балансу общества без уменьшения ее на сумму долгов (обязательств).[3] Читать далее

Законодательством определяется ряд случаев, при которых на сделку, осуществляемую при формальном наличии в ее совершении заинтересованности определяемых законом лиц, не распространяется особый порядок осуществления. Положения о заинтересованности в совершении обществом сделки не применяются:

1. к обществам, состоящим из одного акционера (участника), который одновременно осуществляет функции единоличного исполнительного органа;[1]

2. к сделкам, в совершении которых заинтересованы все акционеры (участники) общества;[2]

3. при осуществлении преимущественного права приобретения размещаемых обществом акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции;[3]

4. при приобретении и выкупе обществом размещенных акций (при переходе к обществу доли или части доли в его уставном капитале);[4] Читать далее

В соответствии с пунктом 6 статьи 15 Закона «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» к лицам, которые могут быть признаны заинтересованными, также относятся члены контрольной комиссии. В то же время, при определении количества акций, принадлежащих крупному акционеру, не учитываются акции, принадлежащие аффилированным лицам такого акционера. Кроме этого, перечень связанных с ними лиц не включает их аффилированных лиц и аффилированных лиц родственников. В отличии от норм закона Об АО, круг лиц, связанных с контрагентом, не включает выгодоприобретателя, ограничиваясь терминами «посредник» и «представитель».[1] Читать далее

Закон РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» устанавливает такой же перечень лиц, которые могут признаваться заинтересованными, как и закон «Об акционерных обществах». Также совпадают перечни лиц, связанных с  лицами, которые могут быть признаны заинтересованными. Что же касается круга лиц, связанных с контрагентом, то вместо используемых законом «Об акционерных обществах» терминов «посредник», «представитель» и «выгодоприобретатель» в законе «Об обществах с ограниченной ответственностью» используется термин «лицо, выступающее в интересах третьих лиц в их отношениях с обществом». Читать далее

Для признания заинтересованными перечисленных в пункте 1 статьи 81 закона «Об акционерных обществах» лиц необходимо выполнение одного из условий,  также перечисленных в статье 81. Такими условиями будет наличие определенного отношения к сделке лица, которое может быть признано заинтересованным, как прямо, так и косвенно. Косвенным отношением к сделке является отношение к сделке через  связанных лиц. К связанным лицам  относятся:

— аффилированные лица;

— супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные;

— аффилированные лица супруга, родителя, детей, полнородных и неполнородных братьев и сестер, усыновителей и усыновленных. Читать далее

С 6 января 2012 года в закон «О защите конкуренции» были внесены изменения, затронувшие определение группы лиц.[1] В настоящее время  для целей антимонопольного и корпоративного законодательства группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким из следующих признаков:

«1) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) либо в соответствии с полномочиями, полученными, в том числе на основании письменного соглашения, от других лиц, более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства); Читать далее

Проект федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[1] (далее — «Проект ГК») предусматривает дополнение Гражданского кодекса РФ статьей 532, в которой предлагается  определение аффилированности в целях корпоративного законодательства. Пункт 2 статьи 532 проекта ГК  признает наличие аффилированности:

«1) между контролирующим (включая его аффилированных лиц) и подконтрольным лицом, а также между лицами, находящимися под общим контролем, определяемым по признакам, предусмотренным статьей 533 настоящего Кодекса, за исключением лиц, находящихся под общим контролем публично-правовых образований; Читать далее

Понятие аффилированного лица раскрывается в Законе РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Аффилированными лицами считаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Из данного определения может быть выведено понятие аффилированности, под которой следует понимать «взаимоотношения между двумя и более хозяйствующими субъектами, основанные на различных формах экономической зависимости.»[1] Д.И. Дедов отмечает, что «Аффилированность является самым важным элементом в системе средств устранения конфликта интересов, позволяющим определить круг аффилированных лиц, на которых распространяется такой конфликт интересов. От правильного понимания аффилированности зависит эффективность действия принципа устранения конфликта интересов».[2] Помимо указанного значения аффилированности для определения количества имеющихся у акционера акций, определение аффилированности также имеет значение для определения доли участия лица, которое может быть признано заинтересованным, в обществе- контрагенте по сделке. Читать далее

Сложность регулирования сделок с заинтересованностью заключается не столько в особенностях регулирующих их правовых норм, сколько в раздробленности последних. Данная раздробленность приводит к тому, что  определения заинтересованности лица осуществляется в некоторых случаях на основании нескольких  законов. В частности, существенное для регулирования сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, понятие аффилированного лица устанавливается  в законе РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»[1]. Столь же существенное для определения аффилированности определение группы лиц содержится в законе РФ «О защите конкуренции».[2]При всем многообразии перечисленных законов определение сделки с заинтересованностью в нормативных актах отсутствует. Данное определение раскрывается законами  о хозяйственных обществах через перечисление лиц, которые могут признаваться заинтересованными при определенных обстоятельствах, отождествляемых с заинтересованностью.

Читать далее

Законодательство о хозяйственных обществах не оперирует понятием конфликта интересов. В то же время, многочисленная судебная практика подтверждает важность данной категории для регулирования экстраординарных сделок. Институты заинтересованности в совершении сделки и конфликта интересов имеют схожую цель- защитить общество и его участников от заключения невыгодных сделок. Используемые же для достижения данной цели способы будут иметь существенные различия.

В научной литературе отмечается, что «само использование законодателем термина «заинтересованность в совершении обществом сделки» представляется неудачным, так как: 1) в любой сделке присутствует интерес в ее совершении; 2) лицо, объективно имеющее интерес в сделке, может не признаваться с формально-правовой точки зрения заинтересованным, и наоборот».[1]  А.В. Габов  подчеркивает, что «в неудачном использовании категории «интерес» видится основная проблема регулирования заинтересованных сделок в действующем законодательстве. Законодатель как бы перевернул иерархию интересов, поставив в качестве приоритета их формальное понимание, а не действительные интересы экономических агентов, которые и должны институционализировать нормы закона».[2] Приведенная точка зрения представляется обоснованной, поскольку сложно отрицать, что удовлетворение интересов участников любой сделки является причиной ее совершения. Читать далее

Отнесение сделки к экстраординарной не зависит от сущности порождаемых ими прав и юридических обязанностей. Основная классификация сделок проводится по основаниям, сходным с критериями разграничения возникающих на основе сделок правоотношений[1]. Выделение сделок с заинтересованностью и крупных сделок  в отдельную классификационную группу обусловливается не особенностью порождаемых сделкой правоотношений, а иными, общими для данных сделок целями, достижение которых требуется для нормального осуществления гражданского оборота.

Группа сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, обособлена в целях создания механизма надлежащей защиты прав и охраняемых законом интересов участников гражданского оборота в целом и участников хозяйственных обществ в частности. «Порядок и особенности одобрения заключения сделок с заинтересованностью специально регламентированы в целях осуществления контроля со стороны органов общества за действиями определенных субъектов (органов и их членов), направленными на получение личной выгоды, а не на соблюдение интересов общества»[2]. Читать далее

Если информация с сайта помогла вам, то лучшая благодарность сайту-это отзыв на Яндексе

Рубрики