Полномочия руководителя хозяйственного общества могут осуществляться как физическим лицом, являющимся его руководителем (директором, генеральным директором, президентом и др.), так быть переданы по договору осуществление полномочий единоличного исполнительного органа (ЕИО) управляющей организации (управляющему). Соответствующая возможность установлена статьей 42 закона об обществах с ограниченной ответственностью (Закон об ООО) и пунктом 1 статьи 69 закона об акционерных обществах (Закон об АО).
При этом в качестве управляющей организации может выступать – коммерческая организация любой организационно-правовой формы. В качестве же управляющего может выступать лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя.
Полномочия принятия решения о передаче полномочий ЕИО управляющей организации (управляющему) относятся к компетенции общего собрания. Кроме того, для акционерных обществ установлено специальное требование, заключающееся в возможности рассмотрения вопроса о передаче полномочий ЕИО управляющей компании (управляющему) только в случае, если такое предложение сделано (СД). Полномочия общего собрания акционеров (ОСА) в части возможности передачи полномочий ЕИО управляющей организации не могут быть переданы СД. Сведения о передаче полномочий управляющей организации подлежат внесению в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).
К преимуществам передачи полномочий ЕИО управляющей организации относят:
— Повышение эффективности деятельности хозяйственного общества вследствие профессионализации ее текущего управления;
— Уменьшение управленческих расходов.
— Возможность отнесения расходов на оплату услуг управляющей организации к затратам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль.
В случае использования управляющей организации в целях организации управления в группе компаний (холдинге) перечисленные преимущества расширяются следующими дополнительными возможностями:
— Обеспечения оперативного контроля и текущего управления деятельностью дочерних (подконтрольных) обществ при помощи непосредственного административного воздействия.
— Уменьшения управленческих расходов для группы компаний (холдинга) в целом.
— Увеличение влияния основного общества на руководителей (менеджеров) дочерних (подконтрольных) обществ, являющихся работниками управляющей организации.
В то же время, было бы несправедливым говорить, что передача полномочий ЕИО управляющей организации (управляющему) является исключительно выгодной и лишенной недостатков. К отрицательным сторонам привлечения управляющей организации могут быть отнесены:
— Бюрократизация управления, проявляющаяся в усложнении процедур согласования и принятия управленческих решений.
— Ужесточение налогового контроля за финансовыми операциями, осуществляемыми внутри группы компаний (холдинга).
— Возможность привлечения к административной и уголовной ответственности единоличного исполнительного органа управляющей организации за правонарушения, связанные с деятельностью управляемого общества.
— Необходимость получения согласия антимонопольной службы для передачи полномочий ЕИО управляющей организации (управляющему).
— Признание управляющей организации (управляющего) и управляемого общества группой лиц и соответствующие такому признанию последствия в виде антимонопольного контроля.
Очевидно, что наиболее острой из перечисленных проблем является проблема возникновения дополнительных налоговых рисков. В настоящее время является достаточно распространенной позиция налоговых органов, согласно которой передача полномочий руководителя организации управляющей организации с большой долей вероятности может быть отнесена к так называемой «схеме» сокрытия доходов от налогообложения. В целях минимизации возникающих налоговых рисков можно рекомендовать тщательно продумывать следующие основные моменты, вызывающими повышенное внимание налоговых органов:
1. Необходимость привлечения управляющей организации (управляющего) должна быть экономически обоснованной и целесообразной.
2. Предоставляемые управляющей организацией функции не должны дублироваться функциями, выполняемыми штатными работниками управляемой организации.
3. Размер сумм оплаты услуг управляющей организации должен быть экономически обоснован и максимально детализирован.
4. Необходимость разработки и надлежащего соблюдения правил документооборота между управляющей и управляемой организаций.
Процедура передачи полномочий ЕИО управляющей организации условно может быть представлена в виде следующих стадий:
1. Стадия отбора (выбор или создание соответствующей управляющей организации).
2. Согласование управляющей организации (управляющего) с антимонопольными органами в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 28 Закона «О защите конкуренции».
3. Разработка условий договора с управляющей организацией и утверждение его СД в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 65 Закона об АО.
4. Принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации ОСА. Как отмечалось выше, такое решение может быть принято ОСА исключительно по предложению СД (абзац 3 пункта 1 статьи 69 Закона об АО)
5. Назначение (избрание) конкретной управляющей организации в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 48 Закона об АО. В отличии от положений, определяющих полномочия по передаче управления в обществе управляющей организации, принятие непосредственного решения о выборе конкретной управляющей организации может быть отнесено как к полномочиям ОСА, так и к полномочиям СД.
6. Одобрение сделки с заинтересованностью (гл. XI Закона об АО) соответствующим компетентным органом (СД или ОСА).
7. Подписание договора с управляющей организацией в соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 69 Закона об АО.
В соответствии с заключаемым договором управляющая организация оказывает управляемой организации услуги, которые условно можно разделить на две группы. Первую группу образуют услуги, связанные с выполнением организационно-управленческих полномочий ЕИО. В соответствии с ними управляющая организация:
— без доверенности действует от имени общества;
— заключает от имени общества сделки;
— подписывает иные документы общества;
— осуществляет полномочия работодателя по отношению к работникам общества;
— выдает доверенности на осуществление тех или иных действий от имени управляемого общества;
— выполняет другие организационно-управленческие полномочия.
Вторая группа образуется из дополнительных управленческих и сервисных услуг. К ним могут быть отнесены услуги по:
— планированию;
— финансовому контролю;
— инвестиционному развитию;
— инновациям;
— кадровому менеджменту;
— правовому обеспечению;
— управлению активами;
— бухгалтерскому, налоговому учету;
-маркетингу;
— другие дополнительные управленческие и сервисные услуги.
Добавить комментарий