+7 (905) 700-0886 

В процессе своей деятельности юридическое лицо (займодавец), применяющее общую систему налогообложения (ОСН), выдает беспроцентные займы юридическим лицам, применяющим ОСН, а также физическим лицам. Каковы  налоговые последствия для перечисленных лиц?

  • Выдача беспроцентного займа юридическому лицу, применяющему ОСН.

В первую очередь, следует отметить что операции по предоставлению займов в денежной форме не подлежат обложению НДС[1]. Денежные средства, переданные по договору займа, а также полученные в счет его погашения, не учитываются для целей налогообложения прибыли в составе расходов и доходов[2]. Глава 25 НК РФ также не рассматривает материальную выгоду от экономии на процентах за пользование заемными денежными средствами как доход, облагаемый таким налогом.

В соответствии со статьей 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц» и «Налог на прибыль организаций» НК РФ. Порядок определения материальной выгоды и ее оценки при получении беспроцентного займа главой 25 НК РФ не установлен.Таким образом, материальная выгода, полученная организацией от использования беспроцентного займа, не увеличивает налоговую базу по налогу на прибыль[3].

В данном лучае, может возникнуть риск у заемщиков. Заключается он в том, что получение беспроцентного займа следует рассматривать в качестве безвозмездно полученной услуги. А согласно п. 8 ст. 250 НК РФ стоимость безвозмездно полученных услуг подлежит включению в состав внереализационных доходов, облагаемых налогом на прибыль. В итоге проверяющие могут доначислить компаниям-заемщикам, получающим беспроцентные займы, налог на прибыль исходя из ставки рефинансирования.

Однако судебная практика складывается не в пользу налоговых органов. И после того, как Президиум ВАС РФ принял Постановление от 3 августа 2004 г. № 3009/04 в пользу организаций, стали появляться разъяснения чиновников, подтверждающие отсутствие дохода у заемщика при получении им беспроцентного займа.[4]

Таким образом, в случае возникновения претензий со стороны налогового органа, шансы оспорить доначисления на досубедной стадии очень велики.

В случае, если стороны являются взаимозависимыми лицами, существует риск того что доходы заимодавца могут определяться исходя из суммы процентов, которые были бы им получены в случае предоставления процентного займа не взаимозависимому лицу в сопоставимых с анализируемой сделкой коммерческих и (или) финансовых условиях[5].

  • Выдача беспроцентного займа физическому лицу

При получении физическим лицом беспроцентного займа у него возникает облагаемый НДФЛ доход в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными средствами[6]. Согласно пп.1 п.2 ст.212 НК РФ налоговая база определяется как превышение суммы процентов по займу, исчисленной исходя из 2/3 действующей ставки рефинансирования, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.Дата фактического получения доходов в виде материальной выгоды определяется как день уплаты процентов по полученным заемным средствам[7]. Применительно к беспроцентному займу датой получения доходов в виде материальной выгоды является даты фактического возврата заемных средств[8].

Налоговую базу по доходу в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах, определяет налоговый агент. Он же исчисляет, удерживает из дохода налогоплательщика и перечисляет в бюджет НДФЛ[9]. Доход в виде материальной выгоды не уменьшается на налоговые вычеты, предусмотренные ст. ст. 218 — 221 НК РФ, поскольку такой доход облагается по ставке НДФЛ в размере 35%, а налоговые вычеты уменьшают только те доходы, облагаемые по ставке НДФЛ в размере 13%[10]. При невозможности удержать исчисленную сумму налога (отсутствует выплата дохода физическому лицу) налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога. Сообщение составляется по форме 2-НДФЛ[11].


[1]пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ;

[2]п. 12 ст. 270, пп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ;

[3] Письмо Минфина России от 02.04.2010 N 03-03-06/1/224; Письмо Минфина России от 18.04.2012 N 03-03-10/38;

[4]См. Письма УФНС по г. Москве от 6 октября 2006 г. № 20-12/89193, Минфина РФ от 14 марта 2007 г. № 03-02-07/2-44;

[5] См. ст. 105.3 НК РФ; Письмо Минфина России от 05.10.2012 N 03-01-18/7-137.

[6] пп.1 п.1 ст.212 НК РФ.

[7]пп. 3 п. 1 ст. 223 НК РФ.

[8] Письмо Минфина России от 26.03.2013 N 03-04-05/4-282.

[9]абз. 2 пп. 2 п. 2 ст. 212, ст. 226 НК РФ.

[10] п. п. 3, 4 ст. 210 НК РФ.

[11]п.5 ст.226 НК РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Если информация с сайта помогла вам, то лучшая благодарность сайту-это отзыв на Яндексе

Рубрики