Под учреждением хозяйственного общества обычно понимают процедуру создания одним или более субъектами права (учредителями) нового субъекта, который не является правопреемником другого юридического лица.
Учредителями общества могут быть граждане и (или) юридические лица, принявшие в соответствии с законодательством решение создании хозяйственного общества путем его учреждения.
Решение об учреждении общества является результатом соглашения между учредителями по вопросам учреждения хозяйственного общества, утверждения его устава и избрания органов управления общества.
Допустимо выделять следующие стадии (этапы) создания хозяйственного общества путем его учреждения:
- Разработка учредительной документации;
- Принятие решения об учреждении общества (в форме проведения учредительного собрания (для корпораций, имеющих в своем составе более чем одного участника) или в форме составления решения в письменной форме (для корпораций одного лица). Если участником корпорации является другое юридическое лицо, то форма принятия решения о создании нового юридического лица должно быть принято способом, установленным для такого юридического лица, утверждающего другое общество.
- Формирование той части уставного капитала хозяйственного общества, которая должна оплачиваться до его государственной регистрации.
- Государственная регистрация создания общества (внесение в егрюл записи о создании общества).
Как было отмечено выше, учредителями хозяйственного общества могут быть физические и юридические лица. При этом под юридическими лицами понимаются как организации, включающие в себя коммерческие, некоммерческие, а также иностранные организации, так и публично- правовые образования, действующие при учреждении организации как юридическое лицо (выполняя гражданско-правовую функцию).
Необходимо выделить следующие особенности, действующие в отношении некоторых лиц, являющихся учредителями. Так, в отношении участия иностранных граждан в российских компаниях существуют определенные ограничения, установленные в отношении некоторых видов деятельности. В частности, некоторые ограничения установлены Законом об иностранных инвестициях.
Что касается вопроса участия в создании организаций публично-правовых образований, то можно отметить, что публично-правовые образования в лице соответствующих государственных органов могут быть учредителями только в случаях, которые прямо предусмотрены законом. В частности, некоторые случаи участия государства определены в статье 68 Закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ.
Участие в учреждении хозяйственных обществ некоммерческих организаций обусловливается целями и задачами таких некоммерческих организаций. Другими словами, некоммерческие организации могут быть учредителями хозяйственных обществ исключительно в интересах достижения целей, предусмотренных в уставе.
Что же касается возможности создания хозяйственных обществ организациями, владеющими имуществом на основании титулов хозяйственного ведения и оперативного управления, то для данных организаций вполне возможно говорить о распространении режима, предусмотренного для управления имущества такой организации и на ее участие в создании хозяйственных обществ. Так, для ФГБУ установлено правило, в соответствии с которым учреждение дочернего общества возможно с согласия собственника (государства в лице профильного исполнительного органа). Данное положение установлено пунктом 4 статьи 24 Закона «О некоммерческих организациях».
Добавить комментарий