Наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов[1]. Основные положения, регулирующие порядок введения, осуществления и окончания процедуры наблюдения, регулируются главой IV Закона о несостоятельности (ст.ст. 62-75).
Процедура наблюдения вводится судом на основании заявления о признании должника банкротом[2]. Соответственно, условием введения данной процедуры является обоснованность заявления должника[3]. О введении наблюдения судом выносится определение с соблюдением требований, установленных в ст. 49 Закона о несостоятельности. Максимальный срок проведения процедуры наблюдения должен обеспечивать возможность завершения процедуры банкротства в установленные в ст. 51 Закона о банкротстве сроки[4].
Копия определения о введении наблюдения направляется в банки, обслуживающие счета должника, а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника, его филиалов и представительств, в уполномоченные органы[5]. Сообщение о введении наблюдения публикуется временным управляющим путем включения сведений в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве[6]
Введение процедуры наблюдения приводит к целому ряду последствий как для самого должника, так и для его кредиторов. Применительно к должнику могут быть выделены следующие последствия:
— Назначение временного управляющего (при этом лица, осуществляющие функции руководителя и иных органов управления должника, от управления не отстраняются, но их полномочия подвергаются определенным ограничениям)[7];
— Ограничение правоспособности и дееспособности должника[8];
— Запрет на зачет встречных требований;
Применительно к кредиторам должника последствиями введения наблюдения являются:
— Уведомление участников, работников, кредиторов должника[9];
— Введение специального порядка подачи требований кредиторов[10] (за исключением текущих платежей);
— Приостановление исполнения дел о взыскании денежных средств с должника (приостановление возможно по ходатайству кредитора, взыскание в этом случае допускается в порядке применения процедур о банкротстве);
— Приостановление исполнительного производства в отношении должника[11];
— Снятие арестов и иных ограничений распоряжения имуществом должника, наложенных в ходе исполнительных производств.
В случае нарушения руководителем должника требований Закона о несостоятельности он может быть отстранен от должности судом на основании ходатайства временного управляющего[12].
В ходе процедуры наблюдения осуществляется анализ финансового состояния должника. Целью финансового анализа является:
— определение достаточности (недостаточности) принадлежащего должнику имущества для покрытия расходов в деле о банкротстве;
— определение возможности (невозможности) восстановления платежеспособности должника.
Обоснование возможности восстановления платежеспособности должника и целесообразности введения последующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, осуществляется временным управляющим на основе анализа его финансового состояния[13]. Решение о введении последующих процедур принимается решением первого собрания кредиторов в порядке, определяемом ст. 72- 74 Закона о несостоятельности.
Суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве[14].
До принятия соответствующего решения судом включенные в реестр требования кредиторов могут быть погашены учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия и (или) третьим лицом в порядке, установленным ст.71.1 Закона о несостоятельности.
[14] п. 1 ст. 75 Закона о несостоятельности.
Добавить комментарий