Одной из причин для создания холдинга является возможность централизации функций специалистов «бэк офиса» (административных работников), позволяющая при ее осуществлении снизить текущие расходы и обеспечить лучшую управляемость компаниями. Данный механизм показывает значительную эффективность при использовании его в различного рода сетевых структурах, например, в агентствах недвижимости. В частности, централизация функций специалистов может быть осуществлена посредством их перевода на работу в центральную организацию (далее- «Общество») и заключения между Обществом и агентствами недвижимости (далее- «Агентства») договоров оказания услуг, на основании которых данные специалисты будут оказывать услуги Агентствам в рамках своей профессиональной компетенции.
Совершенно очевидно, что перевод специалистов на работу в Агентства должен сопровождаться передачей им права подписи от имени Агентств документов, относящихся к компетенции данных специалистов (банковских, кадровых, первичных документов, договоров и др.). Таким образом, при возникновении подобной ситуации возникает вопрос о том, какими способами может быть оформлена передача права подписи различных документов (банковских, кадровых, первичных документов, договоров и т. д.) от руководителей Агентств специалистам, переведенным в Общество?
Централизация функций специалистов бэк офиса посредством их перевода на работу в Общество и заключения между Обществом и Агентствами договоров на оказание услуг может сопровождаться передачей функций единоличного исполнительного органа (ЕИО) от каждого Агентства к Обществу или осуществляться без такой передачи. В зависимости от выбранного способа, наделение правом подписи данных специалистов оформляется различными документами.
В случае заключения договора оказания услуг без передачи функций ЕИО, право подписи работниками Общества документов Агентств оформляется доверенностью, выдаваемой Агентством соответствующему специалисту. В этом случае полномочия специалиста на подписание документов будут следовать из договора на оказание услуг и доверенности. Возможным вариантом оформления передачи права подписи при данном способе является выдача доверенности Агентством руководителю Общества с последующей передачей полномочий непосредственному специалисту в порядке передоверия.
Недостатком данного способа является необходимость оформления доверенности на каждого задействованного специалиста, в том числе при его замене, что может представлять определенные сложности, например, при нахождении Общества и Агентств на значительном расстоянии друг от друга. К недостаткам варианта оформления доверенностей на руководителя Общества с последующим передоверием можно отнести необходимость нотариального удостоверения доверенностей, оформляемых в порядке передоверия (п.4 ст. 185 ГК РФ).
Необходимо отметить, что действующим законодательством не запрещается выдача доверенности юридическому лицу[1]. При выдаче доверенности Агентством Обществу право подписи документов от имени Агентства возникает у Общества в лице его руководителя или иного лица, уполномоченного доверенностью Общества в соответствии с п. 5 ст. 185 ГК РФ. В этом случае работник подписывает документы Агентства на основании двух доверенностей. В то же время, практическое применение данного способа в некоторых случаях приводит к отказу третьих лиц от принятия оформленных таким образом документов. Кроме того, существует арбитражная практика, в которой отмечается, что представительство между юридическими лицами должно оформляться исключительно в форме договора коммерческого представительства.[2]
В случае заключения между Агентствами и Обществом договоров на передачу функций ЕИО[3], подписание внутренних документов Агентств будет осуществляться работниками Общества на основании договоров на передачу функций ЕИО, их трудовых договоров, приказов и должностных инструкций. Право подписания от имени Агентств документов, предоставляемых третьим лицам, оформляется доверенностью, выдаваемой работнику руководителем Общества на основании договора на передачу функций ЕИО.
К недостаткам данного способа можно отнести:
— усложненную процедуру заключения договора на передачу функций единоличного исполнительного органа, заключающуюся в необходимости принятия соответствующего решения общим собранием участников[4] Агентства, получения предварительного согласия ФАС РФ (п. 8 ч. 1 ст. 28 Закона о защите конкуренции), регистрации соответствующих изменений в ЕГРЮЛ;
— возможную административную и уголовную ответственность руководителя Общества за правонарушения, связанные с деятельностью Агентств;
— отнесение Общества и Агентств к одной группе лиц, что влечет учет их совокупных активов и выручки для целей антимонопольного контроля и, соответственно, необходимость получения согласия ФАС РФ в большем количестве контролируемых ФАС РФ действий (ст. 27-30 Закона о защите конкуренции);
— признание Общества и Агентств взаимозависимыми лицами и, как следствие, возможность отнесения совершаемых между ними сделок к контролируем, что может повлечь доначисление налогов в случае недополучения выгоды при совершении такой сделки (раздел V.1 НК РФ).
Централизация функций специалистов бэк офиса также может осуществляться путем создания Обществом специальной управляющей организации, передачи ей функций ЕИО Агентств и переводом в нее соответствующих работников. В этом случае полномочия работников на подпись документов Агентств будут следовать из соответствующего договора передачи функций ЕИО управляющей организации и доверенности, выдаваемой руководителем управляющей организации.
[4] В соответствии с п.п. 4 п. 2 ст. 33 Закона об ООО уставом ООО данный вопрос может быть отнесен к компетенции совета директоров.
Добавить комментарий