+7 (905) 700-0886 

Одной из причин для создания холдинга является возможность  централизации функций специалистов «бэк офиса» (административных работников), позволяющая при ее осуществлении снизить текущие расходы и обеспечить лучшую управляемость компаниями. Данный механизм показывает значительную эффективность при использовании его в различного рода сетевых структурах, например, в агентствах недвижимости. В частности, централизация функций специалистов может быть осуществлена посредством их перевода на работу в центральную организацию (далее- «Общество») и заключения между Обществом и агентствами недвижимости (далее- «Агентства») договоров оказания услуг, на основании которых данные специалисты будут оказывать услуги Агентствам в рамках своей профессиональной компетенции.

Совершенно очевидно, что перевод специалистов на работу в Агентства должен сопровождаться передачей им права подписи от имени Агентств документов, относящихся к компетенции данных специалистов (банковских, кадровых, первичных документов, договоров и др.).  Таким образом, при возникновении подобной ситуации возникает вопрос о том, какими способами может быть оформлена передача права подписи различных документов  (банковских, кадровых, первичных документов, договоров и т. д.) от руководителей Агентств специалистам, переведенным в Общество?

 Централизация функций специалистов бэк офиса  посредством их перевода на работу в Общество и заключения между Обществом и Агентствами договоров на оказание услуг может сопровождаться передачей функций единоличного  исполнительного органа (ЕИО) от каждого Агентства к Обществу или осуществляться без такой передачи. В зависимости от выбранного способа, наделение правом подписи данных специалистов оформляется различными документами.

В случае заключения договора оказания услуг без передачи функций ЕИО,  право подписи работниками Общества документов Агентств оформляется доверенностью, выдаваемой Агентством соответствующему специалисту. В этом случае полномочия специалиста на подписание документов будут следовать из договора на оказание услуг и доверенности. Возможным вариантом оформления передачи права подписи при данном способе является выдача доверенности Агентством руководителю Общества с последующей передачей полномочий непосредственному специалисту в порядке передоверия.

Недостатком данного способа является необходимость оформления  доверенности на каждого задействованного специалиста, в том числе при его замене, что может представлять определенные сложности, например, при нахождении Общества и Агентств на значительном расстоянии друг от друга.  К недостаткам варианта оформления доверенностей на руководителя Общества с последующим передоверием можно отнести необходимость нотариального удостоверения доверенностей, оформляемых в порядке передоверия (п.4 ст. 185 ГК РФ).

Необходимо отметить, что действующим законодательством не запрещается выдача доверенности юридическому лицу[1]. При выдаче доверенности Агентством Обществу право подписи документов от имени Агентства возникает у Общества в лице его руководителя или иного лица, уполномоченного доверенностью Общества в соответствии с п. 5 ст. 185 ГК РФ.  В этом случае работник подписывает документы Агентства на основании двух доверенностей. В то же время, практическое применение данного способа в некоторых случаях приводит к отказу третьих лиц от принятия оформленных таким образом документов. Кроме того, существует арбитражная практика, в которой отмечается, что представительство между юридическими лицами должно оформляться исключительно в форме договора коммерческого представительства.[2]

В случае заключения между Агентствами и Обществом договоров на передачу функций ЕИО[3], подписание внутренних документов Агентств будет осуществляться работниками Общества на основании  договоров на передачу функций ЕИО, их трудовых договоров, приказов и должностных инструкций. Право подписания от имени Агентств документов, предоставляемых третьим лицам, оформляется доверенностью, выдаваемой работнику руководителем Общества на основании договора на передачу функций ЕИО.

К недостаткам данного способа можно отнести:

— усложненную процедуру заключения договора на передачу функций единоличного исполнительного органа, заключающуюся в необходимости принятия соответствующего решения общим собранием участников[4] Агентства, получения предварительного согласия ФАС РФ (п. 8 ч. 1 ст. 28 Закона о защите конкуренции), регистрации соответствующих изменений в ЕГРЮЛ;

— возможную административную и уголовную ответственность руководителя Общества за правонарушения, связанные с деятельностью Агентств;

— отнесение Общества и Агентств к одной группе лиц, что влечет учет их совокупных активов и выручки для целей антимонопольного контроля и, соответственно, необходимость получения согласия ФАС РФ в большем количестве контролируемых ФАС РФ действий (ст. 27-30 Закона о защите конкуренции);

— признание Общества и Агентств взаимозависимыми лицами и, как следствие, возможность отнесения совершаемых между ними сделок к контролируем, что может повлечь доначисление налогов в случае недополучения выгоды при совершении такой сделки (раздел V.1 НК РФ).

Централизация функций специалистов бэк офиса также может осуществляться путем создания Обществом специальной управляющей организации, передачи ей функций ЕИО Агентств и переводом в нее соответствующих работников. В этом случае полномочия работников на подпись документов Агентств будут следовать из соответствующего договора передачи функций ЕИО управляющей организации и доверенности, выдаваемой руководителем управляющей организации.



[1] Данный вывод следует из п. 5 ст. 188 ГК РФ, предусматривающим в качестве одного из оснований прекращения доверенности  «прекращение юридического лица, которому  выдана доверенность». Подтверждение такой возможности существует в арбитражной практике. См., напр.,  Постановление ФАС Уральского округа от 06.04.2001 N Ф09-488/01-ГК; Постановление ФАС Уральского округа от 26 декабря 2007 г. N Ф09-10139/07-С5.

[2] См., напр., Постановления ФАС Поволжского округа от 28.11.2006 N А06-1247У/4-5/06; Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15.11.2007 N А33-8760/2006-03АП-1034/2007.

[3] Передача функций ЕИО осуществляется в соответствии с п.п. 2 п. 2.1 ст. 32, ст.42 Закона об ООО. При этом выполнение юридических, финансовых, бухгалтерских и иных  услуг может регулироваться как самостоятельным договором, так и включаться в договор на передачу функций ЕИО.

[4] В соответствии с п.п. 4 п. 2 ст. 33 Закона об ООО уставом ООО данный вопрос может быть отнесен к компетенции совета директоров.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рубрики