Реабилитационные процедуры могут применяться в деле о банкротстве в целях восстановления платежеспособности должника. К реабилитационным процедурам относят финансовое оздоровление и внешнее управление.
Финансовое оздоровление- процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности[1]. Основные положения о финансовом оздоровлении включены в главу 5 Закона о несостоятельности (ст. 76- 92).
Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения первого собрания кредиторов, принимаемого или на основании заявления заинтересованных лиц, либо, в установленных в п.2, 3 ст. 75 Закона о несостоятельности случаях, без такого решения[2]. Подача заявления первому собранию кредиторов должна осуществляться не менее чем за 15 дней до его проведения[3]
Срок для финансового оздоровления не установлен, однако в соответствии с п. 2 ст. 92 Закона о несостоятельности совокупный срок процедур финансового оздоровления и внешнего наблюдения не может превышать двух лет.
При введении финансового оздоровления управление обществом осуществляется его органами управления. В то же время, полномочия органов управления существенно ограничиваются. Для контроля над деятельностью общества назначается административный управляющий. При этом для совершения ряда действий требуется согласие собрания кредиторов или административного управляющего[4].
При осуществлении финансового оздоровления:
— требования кредиторов предъявляются к должнику в порядке, установленном Законом о несостоятельности;
— аресты (запреты на распоряжение) на имущество должника накладываются в порядке, установленном Законом о несостоятельности;
— временно приостанавливается взыскание задолженностей (кроме текущих платежей);
— запрещается выдел доли (пая) участника, изъятие имущества собственником;
— запрещается выплата дивидендов;
— запрещается прекращение обязательств должника способами, приводящими к нарушению очередности погашения требований;
— прекращается начисление пеней (процентов) за исполнения обязанностей должника (кроме обязательных платежей)[5].
Финансовое оздоровление осуществляется в соответствии с планом финансового оздоровления и графиком погашения задолженности. График погашения задолженности подписывается лицом, уполномоченным участниками должника (собственником имущества унитарного предприятия). Обязанность должника по погашению задолженности в соответствии с графиком возникает с момента утверждения его судом[6]. В случае наличия обеспечения исполнения должником обязанности по погашению задолженности график погашения задолженности подписывается также лицом(ами), выдавшим такое обеспечение.
План финансового оздоровления составляется в случае отсутствия обеспечения исполнения должником обязательств. План финансового оздоровления базируется на графике погашения задолженности. План финансового оздоровления подлежит утверждению собранием кредиторов[7].
Обязанность должника по погашению задолженности по обязательным платежам может быть исполнена участниками должника, собственником имущества унитарного предприятия, либо 3-м лицом в порядке и на условиях, устанавливаемыми ст. 85.1 Закона о несостоятельности.
По итогам рассмотрения результатов проведения финансового оздоровления арбитражный суд может принять определение о:
— о прекращении производства по делу о банкротстве;
— о введении внешнего управления;
— об открытии внешнего производства[8].
Одно из указанных определений принимается арбитражным судом на основании ходатайства собрания кредиторов, решение о котором принимается на основании заключения административного управляющего[9].
Внешнее управление -процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности. Основные положения о внешнем управлении включены в главу 6 Закона о несостоятельности (ст. 93-123).
Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании заявления кредиторов[10]. Срок внешнего управления не должен превышать 18 месяцев. Данный срок может быть продлен еще на 6 месяцев[11].
Введение внешнего управления приводит к следующим последствиям для должника:
— прекращаются полномочия исполнительных органов должника;
— для управления обществом назначается внешний управляющий, который в пределах своих полномочий исполняет функции ЕИО[12]. Для совершения крупных сделок и сделок с заинтересованностью внешнему управляющему требуется получение согласия собрания кредиторов[13].
— отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
— вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов[14];
— требования кредиторов могут предъявляться только в порядке, установленным Законом о несостоятельности;
— аресты (запреты на распоряжение) на имущество должника накладываются в порядке, установленном Законом о несостоятельности[15];
— ограничиваются полномочия органов управления должника[16] и собственника имущества должника- унитарного предприятия[17];
— вводится план внешнего управления[18].
Участники должника (собственник имущества унитарного предприятия) либо третьи лица в любое время до окончания внешнего управления вправе удовлетворить все требования кредиторов, или предоставить соответствующие средства должнику.[19]
Окончанием процедуры внешнего управления является вынесение арбитражным судом постановления на основании отчета внешнего управляющего[20]. В большинстве случаев отчет внешнего управляющего рассматривается собранием кредиторов, принимающим решение о направлении соответствующего ходатайства в арбитражный суд[21]. При этом арбитражный суд выносит одно из следующих определений (решений):
— о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;
— о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов;
— о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
— о утверждении мирового соглашения.
Прекращение производства по делу о банкротстве или признании должника банкротом влечет за собой прекращение полномочий внешнего управляющего. При заключении мирового соглашения или погашении требований кредиторов внешний управляющий продолжает исполнять свои обязанности в пределах компетенции руководителя должника до избрания нового руководителя должника[22].
[22] ст. 123 Закона о несостоятельности;
Добавить комментарий