+7 (905) 700-0886 

Законом № 343-ФЗ от 03.07.2016 г.[1] изложены в новой редакции положения ст. 82 ФЗ об АО, регламентирующие порядок информирования общества о заинтересованности в совершении сделки. Информирование общества о наличии заинтересованности- необходимейшая составляющая преодоления конфликта интересов.

Заинтересованность сама по себе не делает сделку ни плохой, ни хорошей. Риск причинения ущерба обществу возникает из-за вероятности предпочтения собственных интересов интересам общества. Любой разумный человек стремится к лучшему для себя. Нельзя винить человека за  такое предпочтение, поскольку оно естественно.

Другое дело- фидуциарные отношения. Получая вознаграждение за исполнение обязанностей, директор принимает условие действовать разумно и добросовестно по отношению к обществу. Это означает его обязанность действовать, предпочитая интересы общества своим собственным интересам. Но, несмотря на наличие обязанности, «человеческая натура является тем, чем является»[2]. Единственным реально действующим механизмом преодоления такого конфликта интересов является одобрение соответствующей сделки компетентным органом. В этом случае для принятия верного решения применяется голосование с отстранением от участия в нем заинтересованных лиц. Но, чтобы такой механизм заработал, компетентному органу необходима информация о наличии заинтересованности. В подавляющем большинстве случаев единственным, кто знает о наличии заинтересованности, является само заинтересованное лицо.

Действующая в настоящее время ст. 82 ФЗ об АО устанавливает обязанность лиц, которые могут признаваться заинтересованными в соответствии со ст. 81 ФЗ об АО, раскрыть информацию о связанных с ними контрагентах и о сделках с заинтересованностью. Они обязаны информировать о таких лицах и сделках как само общество, так и совет директоров (СД) или наблюдательный совет (НС), ревизионную комиссию (ревизора) и аудитора. В редакции закона 343-ФЗ данные лица информируют общество, которое, в свою очередь, доводит информацию до перечисленных органов. При этом информирование аудитора будет осуществляться по его требованию. По нашему мнению, такое изменение приводит к упрощению процедуры и, соответственно, к ее лучшей работоспособности.

Закон 343-ФЗ вводит двухмесячный срок, в течение которого признаваемые заинтересованными лица должны уведомить общество о наличии признаков заинтересованности. Это нововведение очень важно, поскольку позволит, например, в случае оспаривания сделок или решений об их одобрении, исчислять сроки, в течение которых оспаривающее лицо должно было узнать о заинтересованности. Соответственно, установление сроков на информирование позволит определить, кто именно, общество или заинтересованное лицо, виновно. В случае изменения информации после подачи уведомления предусмотрена обязанность уведомления общества об изменении, осуществляемая в течение 14 дней.

Поскольку такой критерий заинтересованности, как самостоятельное или совместное с аффилированными лицами владение 20% и более голосующих акций, в законе 343-ФЗ фактически заменен на наличие контроля или право давать обязательные указания, то такое же изменение было внесено и в перечень контрагентов[3]. С 01 января 2017 года необходимо информировать общество о наличии организаций, по отношению к которым имеется контроль или право давать обязательные указания.

Под наличием контроля или права давать указание подразумевается как непосредственный контроль или право давать указания, так и косвенный – осуществляемый через супругов, родителей, детей, полнородных и неполнородных братьев и сестер, усыновителей и усыновленных и (или) их подконтрольные организации. Несмотря на невозможность абсолютного сравнения размера групп, определяемых исключительно правилами, можно с высокой степенью вероятности предположить, что число контрагентов, связанных посредством прямого и косвенного контроля через родственников и их компании, будет сопоставимым с числом контрагентов, связанных через владение 20% и более совместно с аффилированными лицами. Несмотря на справедливый отказ законодателя от критерия 20% порога владения, обеспечивающего фактический контроль над контрагентом далеко не во всех случаях, данное изменение вряд ли приведет к качественному изменению состава лиц, связываемых с заинтересованными и не будет способствовать лучшему выявлению фактического конфликта интересов.

Аналогичное увеличение состава связанных лиц произошло и в отношении информирования об организациях, связанных посредством занятия должностей. Если в действующей редакции обязанность информирования об организации предусматривается при непосредственном занятии в ней должности, то вступление в силу новой редакции приведет к дополнительной обязанности информировать об организациях, должности в органах управления которых занимаются родственниками и (или) их подконтрольными лицами. Данное правило не повлияет на установление заинтересованности в сделке, поскольку наличие у родственника должности в органах управления контрагента в любом случае является основанием для установления заинтересованности по правилам п.1. ст. 81 ФЗ об АО. Тем не менее, теперь придется информировать общество не только о совершаемых или предполагаемых сделках, в которых они могут быть признаны заинтересованными лицами, но и о контрагентах. В свою очередь, правила  информирования об известных, совершаемых или предполагаемых сделках остаются теми же.

[1] Федеральный закон от 03.07.2016 N 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» в части регулирования крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность»

[2] Принцип справедливости, на котором основывается установленная законом фидуциарная обязанность директора, дело Брэй против Форда(1896) http://corprf.ru/printsip-spravedlivosti-na-kotorom-os/

[3] Под контрагентом понимается не только сторона, но и выгодоприобретатель, посредник или представитель в сделке.

Если информация с сайта помогла вам, то лучшая благодарность сайту-это отзыв на Яндексе

Рубрики