С 01.07.2017 года начал действие Приказ Минстроя России от 12.08.2016 N 560/пр [1], который заменил собой утративший силу и уже ставший привычным для большинства дольщиков Приказ Минрегиона России от 20.09.2013 N 403[2] .
Новым приказом установлен порядок включения в реестр обманутых дольщиков в 2018 году граждан значительно более затруднительный, чем ранее существовавший.
Это обстоятельство не могло не сказаться на дольщиках, и без того ведущих длительную борьбу с Москомстройинвестом и Министерством строительного комплекса Московской области, целью которой является «зачисление» в Реестр соответствующего субъекта РФ, и соответственно, получения поддержки от государства.
Ведь не секрет, что обманутые дольщики, которые не состоят в Реестре, фактически лишены реальной помощи.
Тем не менее, с 2017 года возможность предоставления помощи от государства значительно возросла в связи с организацией компенсационного фонда дольщиков[3], в который каждый застройщик обязан отчислять проценты от сумм, полученных от вновь заключаемых договоров. При этом, средства фонда направляются на решение «проблемы обманутых дольщиков».
Что же нового для рядового дольщика в новом приказе N 560/пр?
Попробуем разобраться.
Основным нововведением является ввод понятия «проблемный объект». Теперь реестр пострадавших граждан ведется с привязкой к объектам жилищного строительства.
Орган исполнительной власти, как на основании критериев, так и исходя из уже имеющейся информации, которую он получает и обновляет, в том числе, на основании поступающих от дольщиков заявлений, формирует список проблемных объектов.
Таким образом, от активности самих дольщиков, направленной на включение в реестр обманутых дольщиков в 2018 году, зависит уделяемое проблемному объекту внимание государства.
Выгода для контролирующего органа от включения большего количества дольщиков сомнительна, так как по устоявшейся системе чем меньше за таким органом числится обманутых дольщиков, тем, глядя со стороны вышестоящих администраций, «лучше» решена проблема.
Эта ситуация порождает большое количество незаконных отказов, которые мы успешно оспариваем в суде.
Это позволяет нашим доверителям решить свою проблему.
Деятельность органов исполнительной власти по решению «проблемы обманутых дольщиков» объектов из Реестра контролируется на самом высоком уровне.
По каждому проблемному объекту формируется «дорожная карта» — план реальных мероприятий по решению проблемы обманутых дольщиков.
Дольщики, состоящие в Реестре уже сейчас получают поддержку в виде компенсационных выплат или получения готовых квартир.
Для проблемных объектов приказом установлены свои «рамки».
Так, с введением нового приказа не могут являться проблемными
- объекты, в которых были допущены двойные продажи;
- объекты, возводящиеся без разрешительной документации на земельный участок;
- объекты, возводимые на участках, аренда которых не зарегистрирована органах Росреестра;
- объекты, возведенные на землях, не предназначенных для строительства многоквартирных домов
- объекты, возводимые с нарушением ГПЗУ;
Нужно отметить, что некоторые из приведенных критериев существовали и ранее. Например, был установлен запрет на включение в Реестр дольщиков, многоквартирные дома которых были построены на землях ИЖС.
В качестве второго «барьера» для участника долевого строительства, желающего включится в Реестр, пунктом 2 нового приказа 560/пр установлены такие критерии:[4]
- просрочка исполнения обязательств застройщиком более, чем на девять месяцев;
- привлечение денежных средств в соответствии с ФЗ-214;
- надлежащее исполнение обязанности по оплате;
- неисполнение застройщиком обязательства по передаче квартиры;
- отсутствие правопреемника проблемного застройщика;
- отсутствие выплаты за счет поручительства или страхования;
- отсутствие заявителя в реестре пострадавших граждан.
По сравнению с действовавшим ранее приказом, процесс включения пострадавших граждан в Реестр значительно усложнился, а у органов исполнительной власти появились новые возможности для бюрократизации процесса и выдачи отказов дольщикам по различным причинам.
Так, за второе полугодие 2017 и начало 2018 года как в Москве, так и в Московской области сложилась практика отказов по двум направлениям:
- отказы, во включении в реестр, связанные с несоответствием критериям;
- отказы в приеме документов.
Мы не советуем тратить время на административный порядок обжалования таких отказов.
Как показывает практика, внесудебное обжалование решений как Москомстройинвеста, так и профильной Комиссии Министерства строительного комплекса Московской области через вышестоящих должностных лиц не ведет к достижению результата.
Мы успешно оспариваем в суде отказы во включении в реестр дольщиков как Москомстройинвеста, так и Минстроя Московской области, о чем свидетельствуют документы и судебные акты из нашей практики.
Уверены, что сможем вам помочь, если:
- Вы соответствуете Критериям включения в Реестр, но получили отказ.
- Ваш объект не признан проблемным.
- Вы ведёте длительную переписку с госорганами без ожидаемого результата.
- У вас не приняли документы.
- Вас направили на консультацию к штатному юристу Москомстройинвеста, Минстроя и он не предложил пути решения проблемы.
- Вам выдали отказ в принятии и рассмотрении документов.
- У вас с застройщиком договор, отличный от ДДУ (например, договор инвестирования, цессии, ЖСК), что стало причиной отказа во включении в Реестр.
- Вам отказали во включении в Реестр с мотивировкой о несоответствии критериям.
- Вы не получили ответа (актуально для дольщиков, подавших заявление в мае-июне 2017).
- Ваша инициативная группа не смогла решить проблему.
- Организаторы инициативной группы недостаточно внимательны к вашей проблеме, вы чувствуете, что время уходит.
- Деятельность инициативной группы сосредоточена лишь на митингах и пикетированиях, переписке в социальных сетях.
- Вы не можете найти в интернете алгоритма действий, который действительно работает.
- Вы хотите, чтобы комплект документов для включения в реестр собрал и подал квалифицированный специалист.
- У вас нет времени на взаимодействие с судом и госорганами.
- Вам необходима консультация опытного юриста, практикующего в области защиты дольщиков;.
- Вы хотите получить дистанционную консультацию именно по вашему пакету документов.
- Дольщиков по вашему объекту включили в реестр, а вам выдали отказ.
- Вы включены в реестр требования кредиторов застройщика, взыскали неустойку, расторгли договор с застройщиком, но ничего не получили.
____________________
[1] «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2016 N 45092);
[2] «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.12.2013 N 30598)
[3] Фонда защиты прав граждан — участников долевого строительства
[4] Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан.