+7 (905) 700-0886 

Оспаривание государственной регистрации изменений, осуществленных на основании незаконного решения, является ненадлежащим способом защиты права.

В передаче дела по заявлению о признании незаконными действий налогового органа по государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица и недействительными соответствующих записей, внесенных в Единый государственный реестр юридических лиц, для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как суд, отказывая в удовлетворении заявления, сделал обоснованный вывод о том, что заявителем для регистрации были представлены все необходимые документы.

«Если, по мнению заявителя, в основе регистрации лежит незаконное решение общего собрания кооператива по спорным вопросам, то оно не было им обжаловано в судебном порядке, а доказательств его неправомерности на момент обращения в регистрирующий орган не имелось»

Аналогичная практика:

В передаче дела по заявлению об оспаривании действий по государственной регистрации изменений в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени общества с ограниченной ответственностью, и недействительными соответствующих им записей для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, поскольку суд, отказывая в удовлетворении заявления, обоснованно исходил из отсутствия у регистрирующего органа оснований для отказа в регистрации изменений.

«Кроме того, следует согласиться с выводом суда о том, что законность решения собрания акционеров не входит в предмет доказывания по данному делу»

Постановления приводятся в рамках Обзора практики признания незаконной записи о государственной регистрации изменений в сведениях ЕГРЮЛ и решения ИФНС.

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 февраля 2010 г. N ВАС-1154/10

ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Тимофеева В.В., судей Киреева Ю.А., Новоселовой Л.А. рассмотрела в судебном заседании заявление СПК «Мотовилихинский» (далее — кооператив) без даты и без номера о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15.10.2009 по делу Арбитражного суда Пермского края N А50-3269/2009 по заявлению кооператива к инспекции Федеральной налоговой службы по Пермскому району Пермского края (далее — инспекция, регистрирующий орган) о признании незаконными действий по государственной регистрации изменений в учредительные документы кооператива, сведений об учете кооператива «Мотовилихинский» в налоговом органе и недействительными соответствующих им записей от 30.12. и 31.12.2008, внесенных в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — реестр).
Суд

установил:

в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), кооператив заявил отказ от требований в части признания незаконными действий инспекции по государственной регистрации сведений об учете кооператива в налоговом органе, и недействительной соответствующей им записи в реестре.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 10.04.2009 производство по делу в указанной части требований прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Руководителем постоянно действующего исполнительного органа кооператива Капланом С.Ю. 23.12.2008 было подано заявление о государственной регистрации изменений в учредительные документы, внесенных на основании решения общего собрания членов кооператива от 20.12.2008 об изменении места нахождения кооператива; учреждении института исполнительного директора; утверждении новой редакции устава; избрании Бакунова А.М. в качестве исполнительного директора кооператива.
На основании данных документов инспекцией 30.12.2008 зарегистрированы указанные изменения и внесена соответствующая запись в реестр.
Ссылаясь на то, что решения о внесении изменений членами кооператива не принимались, в связи с чем регистрационные действия инспекции являются незаконными, кооператив оспорил их в арбитражном суде, как противоречащие пунктам 1, 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о регистрации), на основании статьи 198 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 18.06.2009 заявление удовлетворено со ссылкой на разъяснения Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.11.2003 N 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах», содержащиеся в пункте 26. При этом суд исходил из того, что решение принятое с нарушениями компетенции общего собрания акционеров, в отсутствие кворума, не имеют юридической силы, независимо от того, были ли они оспорены или нет.
Постановлением суда кассационной инстанции от 15.10.2009 названное решение отменено, в удовлетворении заявления в обжалуемой части отказано.
Оспаривая судебный акт кассационной инстанции, заявитель просит его отменить в связи с неправильным, по его мнению, применением норм права.
Дело не подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в связи с отсутствием оснований, предусмотренных статьей 304 АПК РФ для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что такие действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 17 Закона о регистрации государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в реестре, осуществляется регистрирующим органом на основании документов, представленных заявителем.
Как следует из обжалуемого постановления, оспариваемые решение регистрирующего органа и спорная запись не противоречили данной норме, поскольку заявителем для регистрации были представлены все необходимые документы. Если, по мнению заявителя, в основе регистрации лежит незаконное решение общего собрания кооператива по спорным вопросам, то оно не было им обжаловано в судебном порядке, а доказательств его неправомерности на момент обращения в регистрирующий орган не имелось.
В этой связи, отклоняя заявление кооператива, суд кассационной инстанции справедливо указал на отсутствие у регистрирующего органа иных правовых оснований для отказа в регистрации изменений, кроме тех, которые установлены статьей 23 Закона о регистрации.
С учетом изложенного, заявление о пересмотре обжалованного судебного акта в порядке надзора удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 АПК РФ, Суд

определил:

в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А50-3269/2009 Арбитражного суда Пермского края для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15.10.2009 по делу отказать.

Председательствующий судья
В.В.ТИМОФЕЕВ

Судья
Ю.А.КИРЕЕВ

Судья
Л.А.НОВОСЕЛОВА

 

 

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 февраля 2010 г. N ВАС-1257/10

ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Тимофеева В.В., судей Киреева Ю.А., Новоселовой Л.А. рассмотрела в судебном заседании заявление ЗАО «Уралагро» (далее — общество) без даты и без номера о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14.10.2009 по делу Арбитражного суда Пермского края N А50-621/2009 по заявлению общества к инспекции Федеральной налоговой службы по Пермскому району Пермского края (далее — инспекция, регистрирующий орган) о признании незаконными действий по государственной регистрации изменений в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени общества Смирнове Н.А. и недействительными соответствующих им записей от 01.12.2008, внесенных в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — реестр).
Суд

установил:

в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), общество заявило отказ от требований в части признания недействительными записей в реестре, соответствующих произведенным инспекцией регистрационным действиям.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 18.06.2009 производство по делу в указанной части требований прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 150 АПК РФ и удовлетворено требование о признании незаконными действий по государственной регистрации изменений в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени общества Смирнове Н.А., исходя из следующих обстоятельств.
Руководителем постоянно действующего исполнительного органа общества Смирновым Н.А. 24.11.2008 было подано заявление о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, внесенных на основании решения общего собрания акционеров общества от 05.11.2008. Указанным решением были прекращены полномочия директора общества Каплана С.Ю. и избран Смирнов Н.А.
Инспекцией 01.12.2008 зарегистрированы указанные изменения и внесена соответствующая запись в реестр.
На основании статьи 198 АПК РФ общество оспорило в арбитражном суде регистрационные действия и записи, как незаконные и нарушающие права ЗАО «Уралагро»,
Решением Арбитражного суда Пермского края от 18.06.2009 заявление удовлетворено со ссылкой на разъяснения Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.11.2003 N 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» (пункт 26). При этом суд исходил из того, что решения собрания, принятые с нарушениями законодательства, не имеют юридической силы, независимо от того, были ли они оспорены или нет.
Постановлением суда кассационной инстанции от 14.10.2009 названное решение отменено, в удовлетворении заявления в обжалуемой части отказано.
Оспаривая судебный акт кассационной инстанции, заявитель просит его отменить в связи с неправильным, по его мнению, применением норм права.
Дело не подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в связи с отсутствием оснований, предусмотренных статьей 304 АПК РФ для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что такие действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о регистрации) государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в реестре, осуществляется регистрирующим органом на основании документов, представленных заявителем.
Как следует из обжалуемого постановления, решение регистрирующего органа и спорная запись не противоречили данной норме, поскольку заявителем для регистрации были представлены все необходимые документы. Если, по мнению заявителя, в основе регистрации лежит незаконное решение общего собрания акционеров, то в установленном порядке оно им не было обжаловано. Доказательства его неправомерности на момент обращения в регистрирующий орган не представлены.
В этой связи, отклоняя заявление общества, суд кассационной инстанции справедливо указал на отсутствие у регистрирующего органа иных правовых оснований для отказа в регистрации изменений, кроме тех, которые установлены статьей 23 Закона о регистрации.
Кроме того, следует согласиться с выводом суда о том, что законность решения собрания акционеров не входит в предмет доказывания по данному делу.
С учетом изложенного, заявление о пересмотре обжалованного судебного акта в порядке надзора удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 АПК РФ, Суд

определил:

в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А50-621/2009 Арбитражного суда Пермского края для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14.10.2009 по указанному делу отказать.

Председательствующий судья
В.В.ТИМОФЕЕВ

Судья
Ю.А.КИРЕЕВ

Судья
Л.А.НОВОСЕЛОВА

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Если информация с сайта помогла вам, то лучшая благодарность сайту-это отзыв на Яндексе

Рубрики