Нормативно закреплены только следующие основания для отказа во включении в реестр обманутых дольщиков:
- несоответствие критериям обманутых дольщиков;
- не полное представление документов, подаваемых для включения в реестр;
- введение дома в эксплуатацию и выполнение обязательства по передаче жилого помещения;
- привлечение денежных средств иначе, чем путем заключения договора долевого участия, выпуска жилищных сертификатов, либо приема в члены жилищно-накопительного или жилищно-строительного кооператива после 22.07.2010 г.;
- строительство дома на землях, не предназначенных для этих целей[1].
Несмотря на закрытый перечень оснований и уведомительный характер заявления о включении в реестр обманутых дольщиков, во многих случаях гражданам отказывают во включении в реестр без достаточных оснований.
Обобщение отказов, полученных гражданами, обратившимися к нам за юридической помощью, позволяет выделить следующие позиции, используемые уполномоченным органом[2]:
- отсутствие определения суда о включении в реестр требований о передаче жилого помещения или денежного требования к застройщику (п.6 ст. 10 разд. III);
- отсутствие хотя бы одного критерия обманутого дольщика (п.1 ст. 14 разд. IV);
- заключение иного договора (предварительного, купли-продажи будущей вещи, купли-продажи векселя и т.д.), а не договора участия в долевом строительстве (п.4 ст. 14 разд. IV);
- недоказанность привлечения денежных средств;
- привлечение денежных средств до заключения договора участия в долевом строительстве;
- отсутствие установленного в судебном порядке обстоятельства, что заключенный договор действительно является договором участия в долевом строительстве;
- отсутствие организации, заключившей договор с гражданином, в качестве заказчика иди инвестора-застройщика в распорядительных документах Правительства Москвы;
- неучастие города Москва в инвестиционном контракте по строительству многоквартирного дома.
Анализ судебных решений, вынесенных на основании подготовленных нами заявлений об оспаривании отказов во включении в реестр, позволяет сделать однозначный вывод о незаконности отказов более, чем в 90 % случаев.
______________
[1] Данные основания установлены пунктом 14 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 403.
Аналогичные критерии перечислены в пунктах 2.10.1.1 -2.10.1.8 Административного регламента предоставления государственной услуги «Признание гражданина, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшим, включение данных о таком гражданине в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, внесение изменений в указанный реестр, а также предоставление открытых и общедоступных сведений, содержащихся в нем», утвержденного в постановлением Правительства Москвы от 26 апреля 2011 г. N 157-ПП». Уточняя основания отказа, Регламент поясняет, что в число случаев не полного предоставления документов входит наличие недостоверных или противоречивых данных, а также противоречие представленных документов информации, полученной с использованием межведомственного взаимодействия.
[2] Функция ведения реестра обманутых дольщиков в г. Москве возложена на Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (Москомстройинвест), в Московской области- Министерство строительного комплекса (Минстрой) Московской области.